Наши новости

Общество для всех возрастов

6-7 октября в Москве прошла IV Национальная конференция «Общество для всех возрастов», организованная Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. За два дня работы участники конференции провели три пленарные сессии и 13 рабочих дискуссий, объединенных общей темой «Культура старости». В мероприятиях конференции приняли участие Ольга Конышкина, генеральный директор Фонда "В БУДУЩЕЕ!" и Елена Долгих, член Совета директоров Фонда.

Во время рабочих сессий спикеры и гости форума рассмотрели множество тем, среди которых: «неоднородность» культуры старости в регионах России и странах мира, её зависимость от сформировавшихся традиций и представлений; роль семьи, государства и сообщества в жизни пожилого человека; организация домашнего и общественного пространства для комфортного старения; разработка и внедрение новых технологий для повышения качества жизни; достойный уход из жизни; язык, на котором мы говорим о старости. Всё это напрямую влияет на качество жизни и способствует созданию общества и среды, приспособленной под потребности всех социальных групп. Одной из главных задач современного общества, по мнению участников конференции, является формирование культуры старости. Это комплексное понятие включает в себя множество аспектов, в том числе социально-бытовые условия, отношение общества к людям старшего возраста, развитие среды, комфортной для всех возрастов. По мнению участников конференции, акцент должен быть смещён с нужд пожилого населения на его сильные стороны, обществу необходимо осознать потенциал позитивного старения, предоставлять пожилым людям выбор – начиная от того, чем заниматься, и заканчивая тем, как выглядеть. Обществу пора перестать видеть представителей старшего поколения исключительно немощными иждивенцами, отказаться от патерналистского подхода, в том числе и в лечении пожилых, ему на смену должен прийти подход «пациент решает».

Участники конференции уделили особое внимание вопросу дискриминации по возрастному признаку, обсуждение которого началось ещё в прошлом году. В этот раз акцент сместился в сторону не столько правового аспекта, сколько путей преодоления существующей проблемы, которая непосредственно влияет на качество жизни. Выходя на пенсию, многие теряют смысл жизни, тогда как именно осмысленность существования, по общему мнению, необходима для полноценной и счастливой старости. Одно из решений этой проблемы заключается в предоставлении людям пожилого возраста возможностей для обучения и повышения квалификации, что впоследствии поможет им и в трудоустройстве. В этой связи спикеры также неоднократно говорили о том, что подход к обучению пожилых людей должен качественно отличаться от схем обучения молодых – школьников и студентов. Именно старшее поколение является носителем культурных и языковых традиций, сохранение которых является важнейшей задачей любого сообщества и любой нации. Их передача возможна лишь при налаженной коммуникации. Пожилые люди как носители информации нуждаются в адресатах, так же как молодое поколение нуждаются в источнике уникальных, зачастую исчезающих и невосполнимых знаний. Создание площадок и среды для такого общения – не только одна из важнейших задач современного общества, но и личная ответственность каждой из сторон.

С материалами конференции можно ознакомиться на сайте Форума

Основные тезисы резолюции конференции «Общество для всех возрастов»:
- В российском обществе существует дискриминация по возрастному признаку и, как следствие, у пожилых людей отсутствует осмысленность существования. Для преодоления этой проблемы необходимо заниматься обучением пожилых людей, созданием условий для их саморазвития и занятости, в том числе экономической (повышение квалификации).

- На качество жизни пожилых людей напрямую влияет качество их быта. Но бизнес и общество ориентированы на молодых и здоровых людей, а помощь пожилым концентрируется в сфере благотворительности и НКО – масштаб очень небольшой. Обществу, государству, бизнесу необходимо консолидировать усилия по созданию комфортной среды для всех категорий граждан, в том числе пожилых.

- Технологии для повышения качества жизни пожилых уже существуют, законодательная база позволяет их использовать. Но нет работающих путей их внедрения. Поэтому нужно создать структуру, которая будет выполнять организующую функцию.


- Пожилые люди – это ценный ресурс для общества, источник знаний и компетенций, но их передача нарушена, нет связи поколений и путей коммуникации. Как следствие – потеря традиций, ценностей, культуры. Для преодоления этой проблемы необходимо создавать условия, которые бы обеспечили межпоколенческий диалог, который полезен обеим сторонам.


- Необходимо качественное изменение в отношении к пожилым людям и отказ от восприятия старения населения как глобальной катастрофы. Для этого нужно прежде всего отказаться от устоявшегося восприятия пожилых людей как немощных иждивенцев, предоставить им право выбора и возможности для самореализации — основного источника повышения самооценки, а, следовательно, качественной, комфортной, осмысленной жизни.


- Существует большой разрыв между базовыми функциями и компетенциями социальных служб и системы здравоохранения, что осложняет процесс оказания помощи пожилым людям, особенно в отдаленных регионах. Необходимо создать институт кураторов/уполномоченных по домашним хозяйствам для того, чтобы обозначить проблемы и на этой основе оказывать комплексную помощь и формировать адекватные запросы.


- Важнейшей темой является формирование культуры жизни до конца: обеспечение достойных условий для тяжело больных и умирающих пожилых людей. В этом контексте необходимы системные действия по созданию прозрачного рынка профессионалов по уходу за такими людьми (сиделок), в частности: обозначение этой специальности и разработка и утверждение профстандарта, обучения, а также системы лицензирования иностранных работников, налоговых и финансовых льгот для семей, которые берут на себя уход за своими родственниками, определении базовых, минимальных критериев качества оказания услуг как на дому, так и в государственных и частных учреждениях. Другой важной задачей в этом направлении является создание спроса у населения на такие услуги: информирование о том, на что люди имеют право и как такие услуги должны, посредством социальной рекламы, поддержки социальных и медицинских учреждений и СМИ.
Made on
Tilda